Календарный план на ноябрь, старшая группа, 1 неделя

Тематическая неделя «Народные промыслы России».

Россия издревле славилась своими мастерами — кузнецами, гончарами, художниками и т.д. Мастера делают прекрасные игрушки, расписывают чудесную посуду, изготавливают одежду и при этом поют народные песни. Рассказать детям о таких людях и их труде можно в рамках знакомства с народными промыслами России. Согласно программе «От рождения до школы», в старшей группе происходит знакомство детей с такими промыслами, как гончарное искусство, резьба по дереву и изготовление народных игрушек, кузнечное ремесло и конечно же разные виды росписи посуды и игрушек. С гжельской и хохломской росписями педагог более детально познакомит детей чуть позже, а в начале ноября, согласно ФГОС, планируется неделя, направленная на знакомство детей с бытом и трудом русских людей, расширение знаний о народной игрушке и русском народном творчестве. Стихи по теме недели, содержание экскурсии в русскую избу, рассказы о прикладном искусстве для детей вы найдёте в приложении к плану «Тематическая неделя «Народные промыслы России».

Содержание плана на неделю:

В области социально-коммуникативного развития запланированы беседы о профессиях гончара, кузнеца, организация сюжетных игр «Семья ремесленников из Городца», «Ярмарка» и т.д., которые позволят расширить знания детей о труде русских людей. Дети отправляются в прошлое игрушек, узнают об убранстве русской избы и значении слов «хлебосольство и радушие».

Решая задачи познавательного развития взрослый организует наблюдения в природе за перелётными птицами, заготовку листьев для гербария, просмотр презентации «Скопинская керамика» и опыты на выявление свойств глины.

Продолжается работа по развитию умения описывать посуду, выделяя особенности росписи на ней, чтению и пересказу русских народных сказок. Речевому развитию способствуют обсуждение пословиц и поговорок, а так же игры с дыхательными тренажёрами и разучивание мирилок.

Старшие дошкольники разучивают песни и хороводы, слушают народную музыку. Дети плетут половицы, работают кузнецами и украшают жостовский поднос, что способствует художественно-эстетическому развитию детей.

Педагог продолжает знакомить детей с народными подвижными играми, беседует о значении режима дня, предлагает игры на развитие глазодвигательных мышц, что положительно сказывается на физическом развитии детей.

Понедельник
ОО Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие
1 п.д. Дидактическая игра «Кому это нужно?». Цель: закреплять у детей представления о предметах и их использовании в трудовых процессах. Беседа «Россия мастерами славится». Цель: приобщать детей к народному искусству, расширять знания о труде взрослых. Пальчиковая игра «Кузнец». Цель: разучить слова. Открытие мини-музея «Расписные чудеса». Цель: продолжить знакомство детей с разными видами росписей: городецкой, жостовской, гжельской и т.д. Физминутка «Чудо-птицы». Цель: развивать координацию движения и речи.
Про-
гулка
Беседа «Чем играли наши бабушки». Цель: рассказать детям о народных игрушках. Игра «Живые числа». Цель: упражнять в счёте (прямом и обратном) в пределах 10. Игра «Какое слово заблудилось». Цель: формировать умение подбирать точные по смыслу слова. Игры с перчаточным театром. Цель: развивать воображение и театральные способности детей. П.и. «Чай, чай, выручай». Цель: развивать физические качества. П.и. «Жмурки». Цель: порадовать детей.
ОД
2 п.д. Рассказ воспитателя о работе гончара. Цель: расширять знания детей о труде взрослых. Эксперименты с глиной. Цель: опытным путём выяснить свойства глины и определить, почему её используют при изготовлении посуды. Чтение русских народных сказок по выбору детей. Цель: выяснить, какие сказки нравятся детям. Аппликация «У берёзы хоровод». Цель: продолжить учить детей работать с ножницами, складывать бумагу гармошкой. Настольная игра «Что сначала — что потом». Цель: закреплять знания детей о режиме дня.
Вторник
ОО Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие
1 п.д. Экскурсия в мини-музей «Русская изба». Цель: расширять знание о быте наших предков, обогащать словарь. Игра «Сложи узор» (кубики Никитина). Цель: развивать умение анализировать образец, пространственное восприятие. Составление описательных рассказов о хохломской посуде. Цель: учить составлять рассказ по плану, предложенному воспитателем. Хоровод «Было у матушки двенадцать дочерей». Цель: расширять знания о русском быте через танцы и песни. Проблемная ситуация «Придумай новое правило к подвижной игре». Цель: расширять представления о подвижных играх, развивать внимание.
Про-
гулка
Одна подгруппа детей — подметание дорожки на участке сбор опавших листьев; другая — рыхление песка в песочнице. Цель: воспитывать трудолюбие, умение трудиться сообща. Наблюдение за осиной. Цель: ознакомить с деревом — осиной, её строением, листьями. Самостоятельные игры в книжном уголке. Цель: формировать бережное отношение к книгам. Экскурсия в мини-музей «Разные ложки». Цель: расширять знания о способах росписи посуды. П.и. «Брось мешочек». Цель: учить детей метать мешочки с песком в горизонтальную цель, правой левой рукой прицеливаясь.
ОД
2 п.д. Изготовление альбома «Родная сторонушка». Цель: прививать любовь, бережное отношение к природе, расширять знания детей о родном крае. Презентация для детей «Скопинская керамика». Цель: познакомить детей с народным промыслом. Чтение рассказ «Сивка-бурка». Цель: рассмотреть иллюстрации, познакомить с произведением. Рассказ воспитателя о труде кузнеца, рассматривание альбома «Кованые чудеса». Цель: приобщать детей к искусству, подготовиться к конструированию. П.и. «Пятнашки». Цель: познакомить с игрой.
Среда
ОО Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие
1 п.д. С.р. игра «Семья ремесленников из Городца». Цель: помочь детям распределить роли, объяснить, что народные промыслы — дело семейное и каждый выполнял свою работу. Игра «Кто правильно пойдёт, тот игрушку найдет». Цель: учить передвигаться в заданном направлении и считать шаги. Составление описательных рассказов о дымковских игрушках. Цель: обогащать словарь, способствовать развитию связной речи. Ручной труд «Кованые ворота». Цель: продолжить учить детей работать в технике квиллинг, развивать фантазию. Беседа о русских народных подвижных играх. Цель: расширять знания об истории родины.
Про-
гулка
Беседа «Как помогал огонь древним людям». Цель: вспомнить правила обращения с огнём. Сбор ранних семян в цветнике; заготовка и сушка листьев растений (для аппликаций, зимних букетов, гербария). Цель: учить аккуратно собирать семена в бумажные пакеты; воспитывать настойчивость, экологическую культуру. Пальчиковая игра «Кузнец». Цель: повторить слова. Повторение знакомых хороводных игр. Цель: порадовать детей. П.и. в «Школе мяча». Цель: закрепить умение детей выполнять разные действия с мячом, развивать координацию движений, глазомер, ловкость. П.и. «Жмурки». Цель: порадовать детей.
ОД
2 п.д. Обсуждение осетинской народной сказки «Сто друзей или сто лошадей». Цель: продолжить формировать представления о дружбе. Игра «Назови по порядку». Цель: упражнять детей в порядковом счёте. Беседа по сказке «Сивка-бурка». Цель: понять основную мысль и идею сказки. Д.и. «Узнай узор». Цель: закрепить знание элементов росписей. Игра «Пятнашки». Цель: рассказать о разных вариантах — с именем, с домом, ноги от земли.
Четверг
ОО Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие
1 п.д. С.р. игра «К нам гости пришли». Цель: воспитывать гостеприимство, объяснить смысл слов «хлебосольство, радушие». Работа на листах «Четырёхугольники». Цель: закрепить знания детей о разнообразии четырёхугольников. Составление описательных рассказов о гжельской посуде. Цель: расширять знания о народном промысле. Изготовление нитяных кукол. Цель: формировать умение работать по плану, развивать моторику и желание изготавливать игрушки. Народная игра «Жмурки». Цель: развивать слух, упражнять в определении направления звука.
Про-
гулка
Развешивание кормушек на территории сада. Цель: формировать желание заботиться о птицах. Наблюдение за перелетными птицами. Цель: закреплять знания о перелетных птицах; воспитывать интерес и любовь к пернатым; уметь выделять признаки живого организма. Игры с дыхательными тренажёрами. Цель: способствовать укреплению дыхательной системы. Раскраски «Гжельский чайник». Цель: развивать усидчивость и аккуратность. П.и. «Дорожка препятствий». Цель: продолжать учить детей прыгать на двух ногах с продвижением вперёд; совершенствовать навыки пролезания под дугами; совершенствовать координацию движений.
П.и. «Чай, чай, выручай». Цель: развивать физические качества.
ОД
2 п.д. Этюд «Передача чувств». Цель: учить передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом. Д.и. «Чей сувенир?». Цель: углубить знания о некоторых видах народных промыслов и ремёсел, пробуждать интерес к талантам народных умельцев. Чтение и пересказ сказки «Иван-царевич и серый волк». Цель: формировать умение пересказывать сказки. Разучивание русских народных песен. Цель: приобщать к музыкальному творчеству России. Рассказ воспитателя о бейсболе. Цель: расширять представления о видах спорта, обогащать словарь детей по теме.
Пятница
ОО Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие
1 п.д. Беседа «Я и мои права». Цель: способствовать формированию образа Я. Чтение стихов о днях недели. Цель: продолжить знакомство с последовательностью дней недели. Беседа «Народная мудрость». Цель: обсудить с детьми пословицы и поговорки. Конструирование из бумаги «Половица». Цель: развивать моторику, приобщать детей к искусству. П.и. «Горелки». Цель: вспомнить слова и правила игры.
Про-
гулка
С.р. игра «Ярмарка». Цель: учить передавать обстановку уличной ярмарочной торговли. Дидактические игры по выбору воспитателя. Цель: закрепить знания детей о деревьях и кустарниках. Игра «Чего не стало?». Цель: уточнить названия предметов посуды, упражнять в образовании родительного падежа, развить зрительное внимание и память. Домино «Тёплые и холодные цвета». Цель: закрепить знания детей о тёплых и холодных оттенках. П.и. «Мяч водящему». Цель: закреплять умение действовать с мячом в игре. Командная игра «Смени флажок». Цель: формировать умение играть в командах.
ОД
2 п.д. Проблемная ситуация «Ты встретил незнакомца». Цель: продолжить формирование основ безопасности. Просмотр передач о животных жарких стран. Цель: поддержать познавательный интерес к природе. Разучивание народных потешек и мирилок. Цель: стимулировать использование народного слова в повседневной жизни. Коллективная работа в технике обрывной аппликации «Жостовской поднос». Цель: формировать умение работать сообща. Игра «Сбей кеглю». Цель: закреплять умение сохранять правильное исходное положение.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями и коллегами!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *